Заикание – болезнь, которую можно вылечить

Заикание – болезнь, которую можно и нужно лечить. Заикание в речи затрудняет общение и межличностные контакты. Интересно, что специалисты видят связь между заиканием и леворукостью у детей.

По словам специалистов центра лечения заикания ,оно, как и любое другое расстройство речи, может вызвать изоляцию в группе и препятствовать учебе и развитию карьеры. Более 80 процентов люди, которые заикаются, – мужчины. Интересно, что представительство обоих полов схоже среди 2–3-летних, которые не говорят свободно, но в начальной школе заикание у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек.

Заикание – откуда оно и как проявляется

Заикание обычно начинается в детстве, в возрасте от 3 до 6 лет, во время развития речи (заикание в раннем детстве), а затем развивается в подростковом и взрослом возрасте (сильное заикание). Однако существуют формы приобретенного заикания, вызванного неврологическими изменениями или психологической травмой. Приобретенное заикание может возникнуть в любом возрасте, и течение его может быть необычным.
Заикание передается по наследству, дефектная нервная система передается нам, иногда вызывая предрасположенность к расстройствам. Однако это правда, что если хотя бы один из родителей страдает расстройством речи, существует вероятность заикания.малыш однозначно увеличивается вне зависимости от пола. Предполагается, что это может быть связано с различиями в строении мозолистого тела, которое является связующим звеном между полушариями головного мозга. У женщин он более развит, что позволяет лучше обмениваться информацией между различными центрами мозга и способствует развитию беглой речи.
У заикающихся людей, кроме затрудненной речи, наблюдаются специфические нейрофизиологические реакции. Это может быть повышенное напряжение в речевых органах, например дрожь губ или языка, закрытие глаз, хмурость лба и бровей. Они часто краснеют или бледнеют, им трудно дышать или поддерживать зрительный контакт.

Заикание затрудняет общение между людьми

Речевые расстройства могут значительно затруднять межличностные контакты. Заикающиеся говорят неохотно, говорят незначительно и значительно сокращают длину своей речи. Логофобия или беспокойство, связанное с речью, и связанные с этим эмоциональные проблемы возникают в основном в случаях более сильного заикания. Бывает, что тревожные состояния затрудняют или делают невозможным языковое общение.

Заикание и левша

Леворукость может привести к заиканию. Левое полушарие специализируется на языковых функциях, правое – на зрительно-пространственных задачах. Между тем, у заикающихся гораздо активнее правое полушарие, особенно при восприятии словесных заявлений, в то время как у говорящих свободно доминирующее левое полушарие. Обучение детей-левшей использованию правой руки приводит к развитию дополнительных речевых областей также в левом полушарии. Как следствие, мы имеем дело с несовместимостью импульсов, исходящих одновременно из обоих полушарий, что может нарушить беглость речи.

Эмоциональные состояния заикающихся

Исследования общения при заикании показывают, что дети, заикающиеся в младшем школьном возрасте, демонстрируют более низкий уровень владения языком, чем их ровесники, которые не заикаются. Дети, которые говорят непоследовательно, обычно гораздо чаще допускают грамматические ошибки, а их словарный запас беднее.

В описании личности заика есть тенденции к невротизму и фрустрации. Однако они не расстраивают и не невротичны, не склонны к интроверсии или депрессии . На их характер в первую очередь влияет то, что они подвергаются длительному коммуникативному стрессу, который может значительно снизить психологическую устойчивость. Но и здесь есть очень большая индивидуальная дифференциация. Многое зависит от жизненного опыта, темперамента и влияний окружающей среды.

С годами ребенок «вырастает» из заикания. Распространенным явлением, наблюдаемым у дошкольников, является задержка в развитии речи, которая является нормальной стадией у некоторых детей в процессе развития речи. Невосприимчивость к речи в процессе развития фактически уменьшается с возрастом ребенка, поскольку ребенок совершенствует языковую систему (при условии, что она не фиксируется несоответствующими реакциями окружающей среды). Иная ситуация наблюдается в случае заикания в раннем детстве. Здесь – с возрастом ребенка – удлиняются периоды потери текучести и сокращаются периоды временного улучшения. В такой ситуации профилактики недостаточно, так как в случае нарушения речи в процессе развития становится необходимым лечение специалиста.

Терапию заикания следует начинать с посещения логопеда. В его распоряжении много методов, но их эффект зависит в первую очередь от участия пациента и сотрудничества его семьи. В некоторых случаях для поддержки логопедических упражнений используется фармакотерапия. Он включает в себя прием антидепрессантов и успокаивающих лекарств, чтобы уменьшить беспокойство, связанное с речью.

Читайте также:

Adblock
detector